Наукан: возвращение домой: Колонка Сергея Сысойкина

28 апреля 2019, 16:05 890
1 комментарий
Документальный фильм режиссера Виктора Никифорова из чукотского села Лаврентия «Земли моей начало» – о том, почему живет исчезнувшее с географических карт эскимосское село.

Давным-давно на самом северо-востоке Евразии появилось эскимосское село Наукан. И жили там на протяжении тысячи лет храбрые и ловкие морские зверобои, искусные вышивальщицы и мастера-косторезы. А потом, в середине XX века, села не стало, но остались люди, которые всегда мечтали туда вернуться. С такого пролога начинается документальный фильм режиссера Виктора Никифорова из чукотского села Лаврентия «Земли моей начало».

Как признается сам автор, начавший карьеру режиссера в 2006 году, идея снять фильм про Наукан преследовала его целых десять лет, и весь творческий путь с оттачиванием кинематографических приемов был посвящен одной единственной цели. Фильм во многом построен на беседах режиссера с бывшими жителями эскимосского села, большая часть которых происходит в самом Наукане, куда автору посчастливилось попасть в 2016 году вместе с американским этноботаником Кевином Джерниганом и коллегой Владимиром Пуей. Тонко вплетены в повествование архивные кадры выступлений эскимосов и их обустройство в селе Нунямо, куда они попали после Наукана. Несмотря на то, что судьбу этого села в эпоху холодной войны и укрупнения населенных пунктов разделило еще 60 сел восточной Чукотки, Никифорова влечет именно этот поселок, который «был процветающим центром берингоморской эскимосской культуры, где жил маленький народ, сохранявший этническую и культурную независимость».

«Это тихие, скромные люди, но с глубоким чувством собственного достоинства, знающие, как жить в гармонии с окружающим миром, помнящие в мелочах события более чем полувековой давности...»

«Земли моей начало» – поэтическое кино о долгожданном возвращении домой, к истокам памяти и этнической идентичности. Старики, прожившие нелегкую жизнь, вспоминая о Наукане, как будто снова превращаются в детей, с задором рассказывающих об игре в футбол замерзшей перчаткой, походе за хлебом и в тундру, духах, умерших в школе. Камера внимательно наблюдает за этими людьми, постепенно раскрывая зрителю их истинную сущность. Это тихие, скромные люди, но с глубоким чувством собственного достоинства, знающие, как жить в гармонии с окружающим миром, помнящие в мелочах события более чем полувековой давности, оторванные от родной земли, но не забывшие и по-прежнему уважающие ее. Они с легкостью находят свои яранги, любуются селом и его окрестностями, ласково перебирая эскимосские названия гор, рек, потухшего вулкана, не спеша переговариваются на родном языке, приветствуя вырастившую их землю. Одна из главных фраз картины – если не станет Наукана, народ потеряет язык, что с грустью и говорят бывшие его жители. Самая сильная часть картины как раз и посвящена воспоминаниям о расселении села. В словах науканцев явственно проступает боль от безвозвратной утраты, а на глаза наворачиваются слезы. И пусть это очень стойкие люди, пережившие в жизни еще одно переселение (из Нунямо в Лаврентия), часть их души ушла вместе с исчезнувшим домом.

Но даже эти, вроде бы незатейливые бытовые истории, – необходимый документ, возможность сохранить наследие уходящего поколения науканцев. Также, как сохраняют на Чукотке их образцы творчества и передают детям искусство танца. Кино Никифорова, правда, идет другим, не музейным путем, то есть – без поддержки государства, но по личному желанию автора, родившегося в Сибири, но принявшего с женой новую родину. Но так и должна работать культура: без  авторитарного дидактизма государства, а по принципам социального партнерства. 

Чукотка в этом плане уникальна, поскольку стать творцом здесь гораздо проще, чем на Большой Земле, достаточно быть неравнодушным и увлеченным человеком, поскольку понятие времени в округе со временем (такой уж каламбур) стирается, и образовавшийся вакуум необходимо заполнять. Так и родилось «Земли моей начало», появятся и новые фильмы, ведь на Чукотке еще много невозделанных культурных пластов, которые ждут новых исследователей. Труд Виктора Никифорова уже вознагражден – фильм пополнил архивы Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге, а полностью цикл бесед «Поговорим о Наукане» передан музею села Лаврентия.

Словно понимая важность этого фильма, в некоторых моментах само провидение шло навстречу режиссеру и его героям. Оно – или невероятное творческое везение – помогли Никифорову не только снять ленту, но и добавить документальной картине мистический оттенок, распороть ткань реальности и позволить зрителю почувствовать дыхание иного мира, отраженного в культуре мудрых эскимосов. Наукан ждал своих сыновей и дочерей почти спустя шестьдесят лет после разлуки. И продолжит их ждать, пусть даже когда они уйдут к «верхним людям».

Читатели комментируют

1 mariowb16   24 июня 2019, 20:39

Daily updated super sexy photo galleries
http://redheaddesign.instasexyblog.com/?aubree
free porn photos of babes slapper porn 3d porn hard amanda free porn on iphone robin wood porn

Написать комментарий   Некорректный логин или пароль