О пользе выставок (хроники провинциального музея): Колонка Валерии Швец-Шуст

14 июня 2018, 18:38 864
19 комментариев
В провинции роль музеев очень велика. Это своеобразные культурные центры, где идет непрерывный процесс культурной жизни, культурного обмена различных слоев и групп населения. Особенно большое значение это имеет на территориях, где сложилась определенная субкультура различных национальностей и конфессий.

«Музей – это хранилище произведений человеческого духа, храм духовных ценностей, главная задача которого – помочь человеку познать самого себя, осознав свою связь, как с прошлым своего края, так и с настоящим своей страны, а может быть и всего мира. Наряду с картиной местной жизни музей должен наметить связи, объединяющие человека с его родиной. С ее природой и жизнью, с предками, понесшими труды и жертвы ради его блага, с судьбой и счастьем всей страны, для обеспечения которого он работает в дружном единении со всем народом» - так определял роль краеведческих музеев известный искусствовед, музейный деятель и педагог Николай Романов в начале XX века.

Муниципальный (провинциальный)  краеведческий музей до сих пор представляется нам  как центр получения информации о культурном наследии региона, данной территории,  как институт, где происходит социально-культурная идентификация, место соединения исторических ценностей прошлых эпох и современности. Мы используем понятие провинция, как место, территория, удаленная от центра, столицы. В провинции роль музеев очень велика. Это своеобразные культурные центры, где идет непрерывный процесс культурной жизни, культурного обмена различных слоев и групп населения. Особенно большое значение это имеет на территориях, где сложилась определенная субкультура различных национальностей и конфессий.

Но в таком ограниченном территориальном пространстве и население крайне ограниченно – очень мало приезжих, практически отсутствует туристический поток. Поэтому музейные сотрудники постоянно должны придумывать новые формы и методы музейной коммуникации. Но при этом очень важно не утратить понятия «музейное мероприятие», в центре которого  все-таки должен быть «музейный предмет». Иначе существует опасность, что музей может превратиться в местный «красный уголок», где будут регулярными мероприятия, что называется, на «злобу дня».

В такой ситуации особенно важную роль призваны играть выставки.

«Невозможно поддерживать интерес местных жителей, показывая только постоянную экспозицию, даже, если эта экспозиция актуальна, содержательна и высокохудожественна»

В музейной практике есть два понятия: «экспозиция» и «выставка». Обе эти формы существования музейного предмета в пространственной среде строятся по своим законам. Выставки – наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок, временная экспозиция. Выставки являются самостоятельным направлением в работе музея, более того, иногда это одно из наиболее популярных направлений.

Музей создает выставки стационарные и передвижные. На выставках часто демонстрируются предметы из других музеев и частных коллекций.

Современная выставочная практика строит свои выставочные проекты на основе нескольких устойчивых концепций. Каждая из этих концепций характерна для определенного сюжета выставки и эти направления востребованы сегодня музеями.

Выставка как форма исторического диалога. На подобных выставках важен предметный ряд, во время осмотра которого посетитель вступает в диалог с историей.

Выставка как формирование индивидуальной неповторимости художественного произведения. Такие выставки, как правило, устраиваются для того, чтобы подчеркнуть уникальность произведения искусства.

Выставка как форма художественного синтеза – разноплановые художественные произведения, музейные предметы сгруппированы в рамках одной темы.

Выставка как форма интерактивной коммуникации – посетитель принимает активное участие в создании новой художественной или иной  реальности.

Выставка как форма персональной истории. Разнообразный материал (живопись, графика, скульптура, стекло, коллаж) помогает посетителю составить более полное представление о творчестве в целом. В этом случае канва выставочного повествования не выдержана в хронологическом порядке. 

В связи с современным поворотом музея «лицом к посетителю», особо возрастает роль выставок в провинциальных музеях, таких как наш музей. Причем, наши сотрудники активно используют весь доступный арсенал музейных инструментов,  которые применяются современной выставочной практикой, и о которой говорилось выше. Невозможно поддерживать интерес местных жителей, показывая только постоянную экспозицию, даже, если эта экспозиция актуальна, содержательна и высокохудожественна. Гибкая система интересных, ярких, адресованных разным социальным слоям и возрастным группам,  выставок, проектов и других мероприятий поддерживает постоянный живой интерес города и населения  к своему музею.

Название выставки «К,оран,ы. Корарамкыт. Олени. «Оленные» люди»  восходит к названию местных «оленных» чукчей, проживающих в Чаунском районе, или Чаунской тундре. Именно так называли и продолжают называть оленей и «оленных» людей (оленеводов) в Чаунской тундре (село Рыткучи).

Чаунский район был образован в 30-е годы ХХ века в процессе «советизации» Чукотки. Районным центром стал населенный пункт Певек. До этого времени нашу территорию исторически называли Чаунской тундрой.  Название  народа, населявшего этот регион, происходит от самоназвания  тундровых чукчей – чаучу или чавчавыт – «богатый оленями». В чукотском языке различают разные диалекты – восточный (уэленский) и западный (певекский). Есть и другие диалекты, но они не такие многочисленные.  Чукчи – древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на территории Чукотского АО относятся ко второму тысячелетию до н.э.

По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых) и «сидячих» (оседлых). Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого – морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Хозяйство большинства чукчей очень долго сохраняло натуральный характер. Вплоть до 18 века орудия труда и оружие изготавливалось из кости и камня. В 19 – 20 веках, после соприкосновения чукчей с русскими, американцами и т.д. у них появились металлические топоры, наконечники стрел и гарпунов, ножи. Чуть позднее появилось  огнестрельное оружие. 

Основным средством передвижения были олени, запряженные в нарты нескольких видов, – грузовые и ездовые. По снегу и льду ходили на лыжах – снегоступах. Кроме того, использовались ездовые собаки.

Поселения (стойбища) «оленных» чукчей представляли собой группу яранг, которая обычно могла насчитывать до десяти. Яранга традиционно состоит из деревянного остова, покрытого шкурами оленей. В яранге используется сложная система крепежей и ремней, чтобы жилище могло устоять в сильные метели и пурги.

Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. В центре яранги находился очаг, а у задней стенки устанавливалось спальное помещение – полог. Каждое утро хозяйка раскладывала на снегу полог и выбивала его колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. Домашняя утварь содержит самое необходимое – деревянные блюда и чашки. 

У кочевых и оседлых чукчей было развито декоративно-прикладное искусство. У кочевых – это были промыслы, связанные с оленеводством – обработка и выделка шкур, вышивка бисером, подшейным волосом, меховая мозаика – все то, чем обычно украшали одежду местные мастерицы. У оседлых чукчей – охотников на морского зверя, это было косторезное искусство. Кожу традиционно выделывали каменными и металлическими скребками.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имеет существенных различий. Обычно одежда шьется из оленьих шкур двух слоев – мехом внутрь и наружу. Одежда бывает мужская, женская, детская, повседневно-бытовая и празднично-обрядовая.

В основе религиозных верований и культа у чукчей существовал анимизм, промысловый культ. В каждой семье были свои покровители – ритуальные предметы и фигурки хранились в каждой яранге. Непременным атрибутом каждой семьи было огниво – доска грубой антропоморфной формы с углублениями. Огонь, добытый таким способом, считался священным.

Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве были сферой деятельности шаманов. Их не выделяли в отдельную касту, они принимали участие в промысловой деятельности всей семьи, стойбища. От других членов семьи шаманов отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, впадать в состояние транса, совершать «камлание». Главным ритуальным атрибутом  шамана был бубен «ярар».  Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». 

У чукчей был и свой фольклор. Основные жанры – мифы, сказки, предания, бытовые рассказы. Очень большое количество сказок и преданий о животных, о том, как складываются отношения людей с животными. Особое место в чукотском фольклоре занимают музыкальные произведения – родовые и личные песни, где музыка неотделима от текстов.

Есть у коренного населения и свои праздники, и праздничные обряды. В основном они связаны с хозяйственными циклами, сменой времен года. У местных «оленных» людей – это осенний и зимний забой оленей, отел, откочевка стада на летние пастбища и их возвращение.

У большинства приезжего населения, особенно, когда они приезжают сюда впервые,  до настоящего времени сохраняется ощущение  попадания  в космос. Почти физическое ощущение пребывания в буквальном смысле «на краю земли». Особенно это ощущение усиливается зимой, в полярную ночь.  И на этом самом краю земли, в тяжелейших условиях жизни, где необходимо каждую минуту думать о том, как выжить, не погибнуть от холода и голода, была создана необыкновенная культура крошечного народа, затерянного на просторах Арктики…

На выставке представлены самые разнообразные предметы, в основном, из собрания Чаунского краеведческого музея – предметы быта, этнографии, декоративно-прикладного искусства, картины, книги – все предметы объединены темой оленя. Выставку дополняют рисунки детей  - учащихся Певекской школы искусств.

В данном случае наша выставка представляет собой проблемно-тематическую выставку, где разноплановые музейные предметы и художественные произведения сгруппированы в рамках обозначенной темы, но используются и формы интерактивной художественной коммуникации, т.е. непосредственного соучастия посетителя в происходящем

Художественное решение в оформлении данной выставки долго не складывалось в единое выставочное пространство – очень хотелось сделать эту выставку емкой, содержательной и в то же время яркой и праздничной, такой же яркой, как самобытное искусство «оленных» людей. Сами музейные предметы подсказали художественное решение – выставка получилась разнообразной и яркой, как мозаика или калейдоскоп – в витринах соседствуют предметы декоративно-прикладного искусства – малая скульптура (кость) и вышивка подшейным волосом оленя с бисером. На подиумах рядом ритуальные и бытовые предметы.

Но самое увлекательное происходило на открытии выставки – это было настоящее театрализованное представление с исполнением чукотских песен и танцев, добыванием священного огня, исполнением ритма на бубне – яраре. В общем, произошло настоящее погружение  в жизнь и культуру «оленных» людей.

Наше учреждение часто использует такие приемы общения с посетителем. Таким образом, посещение музея становится не скучным назидательным мероприятием. Каждая встреча бывает  увлекательным и эмоционально окрашенным путешествием в ту или иную реальность, в данном случае это было «путешествие к «оленным» людям».

Хочу также добавить, что трудно переоценить значение выездных, передвижных выставок для жителей так называемой глубинки – вахтовых поселков или сотрудников предприятий, удаленных от города. Для этой категории населения передвижные выставки, организуемые нашим  музеем, по-прежнему единственная возможность приобщения к историко-культурному наследию края.

И, конечно же, выставка, устраиваемая музеем в других регионах России – это возможность заявить о себе, привлечь новых партнеров. У нашего музея есть опыт таких выставок – в 2014 году наша выставка «Певек – территория Арктики» экспонировалась в Москве, а в 2017 году выставка «Территория Певек: самый северный город России» экспонировалась в культурной столице РФ – Санкт-Петербурге.

Сейчас, в современной России краеведческие музеи стали своеобразными культурными центрами. В них, в провинциальных музеях, прежде всего сохраняются чувства людей по отношению к своей родине, формируется чувство национального самосознания национальной самоидентификации, благодаря которым только и возможно сохранить уникальную историю и культуру, как отдельных народов России, так и государства в целом.

Читатели комментируют

19 Виктор   15 ноября 2018, 06:05

Перезвоните мне пожалуйста 8(499)322-46-85 Виктор

18 Виктор   24 октября 2018, 06:24

Перезвоните мне пожалуйста 8 (495) 646-70-38 Виктор

17 Виктор   17 октября 2018, 22:11

Перезвоните мне пожалуйста 8 (495) 248-01-88 Виктор

16 LiazikaAnoth   10 октября 2018, 16:29

Получить виртуальный займ в наше время не составляет трудностей. Оформить кредит можно в любое время, главное – иметь доступ к сети. Необходимо отметить, что, если вы желаете оформить займ, вам необходимо внимательно изучить сервис, где вы будете оформлять кредит. Предлагаем обращать интерес при выборе сервиса на различные факторы.
На mega-zaimer.ru достаточно много людей оформляют займы. Сервис, который может предоставить мгновенный онлайн займ – найти не так уж и просто. Очень много служб заставляют посетителей предоставлять разные справки, которые могут быть полезны кредитору в том случае, если заемщик пропадет. Однако, на ресурсе собраны самые лучшие компании. Они предоставляют online займы без проверок и быстро. Исключительно по этой причине они очень ценятся, а сервис их советуем.
Некоторые компании предоставляют виртуальные ссуды на карту. Вы можете сделать выбор, на какую карту вы стремитесь оформить займ. Много фирм предоставляют займы на debit cards. Некоторые организации предоставляют активы даже на виртуальные кошельки. Часть из компаний, которые доступны на mega-zaimer.ru предоставляют возможность оформить первый займ бесплатно.
В наши дни подобрать сервис, который предоставляет возможность выбирать релевантные предложения безумно трудно. Последнее время достаточно много фирм, которые предоставляют банковские услуги, начали предоставлять кредиты на короткий срок. Некоторые из таких компаний считаются не надежными. Именно для того, чтобы клиенты могли брать деньги без проблем вне зависимости от положения, вы можете оформить кредит на карту онлайн без отказа в любое время суток.
Сервис пользуется спросом в связи с тем, что он постоянно проводит анализ компаний и сотрудники следят за всеми перетрубациями на рынке. Именно это даёт возможность создать объективный рейтинг всех сервисов и солидных кредиторов. На портале доступен каталог новых МФО 2018 года, где доступны самые надежные МФО. Большинство из фирм предоставляют быстрый займ на карту без проверки кредитной истории, что считается большим плюсом в наше время.
На https://mega-zaimer.ru/mikrozaim-na-kartu/ вы можете найти МФО, которая будет интересна именно вам. Портал невероятно простой и будет интересным для всех пользователей. Стоит отметить, что на сайте вы выберете компанию по следующим критериям: сумма займа, срок ссуды, регион, способ получения финансов. Большинство людей предпочитают брать online займы на карту, чтобы распоряжаться средствами.
Сегодня любой посетитель может взять кредит и ему 100% одобрят его ссуду. Ведь сервис собрал самых честных кредиторов, которые есть настоящими профессионалами. Менеджеры сервиса ежедневно отслеживают всю информацию касаемо работы МФО. Шанс получить средства есть даже у тех, у кого ужасная кредитная история. Сервис будет полезным и по той причине, что он предлагает МФО, которые предоставляют средства ночью.
Не так много компаний выдают займы в ночное время суток. Сейчас найти компанию, которая предоставит займ срочно без отказов и проверок на кредитку круглосуточно, да еще и в ночное время суток – практически невозможно. Однако, сервис предлагает каталок МФО, которые могут быть интересны вам.
На финансовом портале mega-zaimer.ru посетители имеют шанс взять займы на карту вне зависимости от ситуации. Вам не надо будет докладывать, как в банковское учреждение, куда будут направлены средства. За вашими транзакциями также не будут смотреть. Во всех МФО заявки обрабатываются невероятно быстро. Также необходимо выделить, что для стабильных кредиторов действуют специальные предложения. Сервис также оснащен службой поддержки, которая предоставит ответы на все ваши вопросы при первой же необходимости.

15 Айгулька   16 июня 2018, 18:39

Руст
https://drive.google.com/file/d/1RumKgifM9E_fQrO-_TXevFTzTlkjc3pv/preview

Посмотреть все 19 комментариев



Написать комментарий   Некорректный логин или пароль